
На территории Алтайского края расположено более 6000 пунктов государственной
геодезической, нивелирной и гравиметрической сетей (далее – геодезические пункты)
Управлением Росреестра по Алтайскому краю в целях обеспечения сохранности геодезических
пунктов проводится работа по формированию их охранных зон и внесению этих данных в
Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).
В настоящее время Управлением внесены в ЕГРН сведения об охранных зонах в
отношении 4674 пунктов геодезических сетей, расположенных на территории Алтайского края.
Внесение сведений об охранных зонах геодезических пунктов направлено на обеспечение их
сохранности, поскольку одна из главных причин их уничтожения - отсутствие информации у
правообладателей объектов недвижимости, органов власти о наличии геодезических пунктов на
конкретных объектах.
Геодезический пункт представляет собой инженерную конструкцию, закрепляющую
точку земной поверхности с определенными координатами и точностью. Центры геодезических
пунктов являются носителями геодезических координат, высот, астрономических и
гравиметрических данных.
Центры пунктов изготавливаются в виде железобетонных пилонов, свай, металлических
или асбоцементных труб, заполненных бетоном. В верхней части центров цементируются или
привариваются специальные чугунные или бронзовые марки. Такие центры устанавливаются в
грунт на определенную глубину в зависимости от физико-географических условий. Для
закрепления пунктов в стенах зданий, различных сооружениях или в выходах скальных пород
применяются металлические марки специальной конструкции.
Совокупность геодезических пунктов образует геодезическую сеть, которая служит для
обеспечения выполнения геодезических и картографических работ на всей территории
Российской Федерации.
Геодезические сети рассчитаны на использование в течение длительного времени и
находятся под охраной государства. Границы охранной зоны пункта на местности
представляют собой квадрат (сторона 4 метра), стороны которого ориентированы по сторонам
света и центральной точной (точкой пересечения диагоналей) которого является центр пункта
(его марка).
В пределах границ охранных зон пунктов независимо от формы собственности земельных
участков, на которых такие охранные зоны пунктов установлены, разрешено осуществлять
геодезические работы без согласования с собственниками и иными правообладателями
участков. При этом собственники земельных участков, а также их арендаторы и обладатели
сервитута с установленной на участки охранной зоной пункта, обязаны обеспечить возможность
подъезда (подхода) заинтересованных лиц к указанным пунктам при выполнении геодезических
и картографических работ, проведении ремонта пунктов и их восстановления.
Помимо этого, в пределах границ охранных зон пунктов запрещается осуществление
видов деятельности и проведение работ, которые могут повлечь повреждение или уничтожение
наружных знаков пунктов, нарушить неизменность местоположения специальных центров
пунктов или создать затруднения для использования пунктов по прямому назначению и
свободного доступа к ним.
Если правообладателю объекта недвижимости, на котором расположен геодезический
пункт, при проведении работ требуется осуществить ликвидацию (снос) пункта, то данные
действия выполняются организацией, имеющей действующую лицензию на осуществление
геодезической и картографической деятельности, с одновременным созданием нового пункта на
основании решения Управления Росреестра по Алтайскому краю.
Запускаем рубрику «Наши Сервисы»!
В ней мы познакомим Вас с полезными сервисами «Единой цифровой платформы
«Национальная система пространственных данных».
На сегодняшний день существуют определенные проблемы в ведомственной
разобщенности государственных информационных ресурсов, содержащих сведения о земле как
объекте недвижимости, как о природном ресурсе, о лесах, о водных объектах, о
сельскохозяйственных угодьях.
Разрозненность пространственных данных об объектах недвижимости, несогласованность
форматов, отсутствие механизмов интеграции данных приводят к низкой эффективности
использования объектов недвижимости, земельных ресурсов и управления отдельными
территориями; к рискам при принятии управленческих решений и осуществлении
инвестиционной деятельности.
Для создания единого цифрового пространства в 2021 году Постановлением
Правительства Российской Федерации утверждена государственная программа «Национальная
система пространственных данных», в июне 2022 года подписано постановление
Правительства РФ «О федеральной государственной информационной системе «Единая
цифровая платформа «Национальная система пространственных данных». Реализация проекта
предусмотрена до 2030 года.
Проект носит национальный характер, его реализация на контроле у Председателя
Правительства РФ. 2023-2024 годы – первый этап, создание сервисов ФГИС ЕЦП НСПД,
интеграция системы с государственными информационными ресурсами (первоисточниками
данных). Участвуют в реализации госпрограммы Росреестр, Минстрой, Минсельхоз,
Минприроды, Рослесхоз, Федеральное агентство водных ресурсов, ФНС, Роисмущестово,
Минэкономразвития.
На основе отечественных геопространственных данных (ЕЭКО) произойдет интеграция
информационных ресурсов федеральных и региональных органов исполнительной власти
(ресурсов, которые содержат пространственные данные) и будет создана единая платформа
геопространственных данных по объектам недвижимости.
С 2022 года Алтайский край участвует в качестве пилотного региона по запуску
ФГИС ЕЦП НСПД.
Предлагаем Вам познакомиться с первыми тремя сервисами, запущенными в рамках
национальной программы - "Умный Кадастр", "Земля просто" и "Согласования в стройке"
Как избежать приостановления при осуществлении учетно-регистрационных
действий?
Во-первых, можно рекомендовать перед заключением сделки или подачей документов на
регистрацию проверить, какие сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином
государственном реестре недвижимости. С помощью указанной информации можно узнать,
имеются ли в отношении объекта недвижимости записи об ипотеке, аренде, аресте, запрете
регистрации и иные ограничения. Наличие в реестре указанных ограничений может являться
причиной приостановления регистрации.
Во-вторых, при составлении договора в отношении объекта недвижимости следует
указывать все существенные условия, предусмотренные законодательством для данного вида
сделок. Кроме того, следует соблюдать требования по форме договора, предусмотренные
действующим законодательством. Например, если на регистрацию представлен договор, не
удостоверенный нотариусом (между тем, такой договор согласно требованиям закона подлежит
нотариальному удостоверению), то это будет считаться нарушением формы договора.
Также при подаче документов на регистрацию необходимо внимательно проверять в
заявлении сведения об объекте недвижимости, сведения о заявителе (ФИО, паспортные данные).
В том числе, на государственную регистрацию следует представлять все необходимые
документы (заявления всех участников сделки, подлинники правоустанавливающих документов
и т.д.).
Нужно ли перед заключением договора купли-продажи погашать в ЕГРН
запись о невозможности государственной регистрации без личного участия
правообладателя?
Наличие отметки о невозможности государственной регистрации перехода права,
ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника
объекта недвижимости является основанием для возврата без рассмотрения заявления,
представленного иным лицом (не являющимся собственником объекта недвижимости, его
законным представителем).
При этом запись о невозможности государственной регистрации без личного участия
собственника объекта недвижимости не препятствует осуществлению государственной
регистрации перехода, прекращения, ограничения права и обременения объекта недвижимости,
если основанием для государственной регистрации права является вступившее в законную силу
решение суда, а также требование судебного пристава-исполнителя в случаях, предусмотренных
Федеральным законом от 02.10.2007 №229-ФЗ "Об исполнительном производстве", и иных
случаях, установленных федеральными законами.
В остальных случаях, если собственник объекта планирует распоряжение объектом через
представителя по доверенности, вышеуказанную запись в реестре следует погасить.
Роль комплексных кадастровых работ в наполнении ЕГРН актуальными
сведениями о существующих земельных участках и объектах капитального
строительства
Одним из направлений совершенствования земельно-имущественных отношений
являются комплексные кадастровые работы, проведение которых, позволяет за достаточно
короткий период времени и с минимальными затратами наполнить Единый государственный
реестр недвижимости (ЕГРН) актуальными сведениями о существующих земельных участках и
объектах капитального строительства, выявить ранее учтенные земельные участки, сведения о
которых отсутствуют в ЕГРН, установить связи объектов капитального строительства с
земельными участками, а также массово исправить возможные реестровые ошибки.
Проведение комплексных кадастровых работ позволяет существенно повысить качество
данных, содержащихся в ЕГРН за счет внесения в него сведений о границах земельных
участков, кадастровый учет которых осуществлен. Это необходимо для защиты прав
собственности, формирования налоговой базы и повышения инвестиционной привлекательности
региона.
Финансирование на выполнение комплексных кадастровых работ осуществляется за счет
бюджетных средств
(бюджеты субъектов Российской Федерации и (или) бюджеты
муниципальных районов (округов), городских округов, в том числе за счет средств,
направляемых в бюджеты субъектов Российской Федерации в виде субсидий из федерального
бюджета), а также за счет внебюджетных средств (средств физических и (или) юридических лиц,
заинтересованных в выполнении таких работ).
Данный вид работ выполняется в отношении
всех объектов недвижимости,
расположенных на территории одного или нескольких кадастровых кварталов, за
исключением линейных объектов и земельных участков, расположенных в границах территории,
в отношении которой принято решение о ее комплексном освоении.
По итогам выполнения комплексных кадастровых работ подготавливается карта-план
территории, который содержит необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах
недвижимости, расположенных в пределах территории, на которой проводились эти работы. На
основании утвержденного карты-плана территории сведения об объектах недвижимости
вносятся в ЕГРН.
«В 2023 году на территории Алтайского края за счет регионального
и местного бюджетов выполняются комплексные кадастровые работы в границах 31
кадастрового квартала, расположенных на территориях 12 муниципальных образований
Алтайского края. По результатам выполненных комплексных кадастровых работ
в 2023 году в ЕГРН внесены сведения о 573 объектах недвижимости. При этом в
соответствии с заключенными контрактами планируется внести сведения в ЕГРН в
отношении более 15000 объектов недвижимости», - отметила заместитель руководителя
Управления Росреестра по Алтайскому краю Елена Саулина.
Зачем СНИЛС в ЕГРН?
Неожиданно, страховой номер индивидуального лицевого счета, внесенный в
ЕГРН, поможет быстрее получить выписку из реестра.
СНИЛС присваивается один раз на всю жизнь. Это надежный идентификатор
даже при полном совпадении ФИО и даты рождения собственников недвижимости.
Если данные внесены – отпадает необходимость в дополнительных запросах,
а заявитель получает услугу быстрее.
Проверить наличие СНИЛС в ЕГРН можно в выписке, в том числе
бесплатной онлайн на Госуслугах.
Самостоятельно обновить данные:
- через Госуслуги
- через МФЦ
- в личном кабинете правообладателя на сайте Росреестра.