
Использование земельного участка не по целевому назначению - это нарушение
обязанности, установленной Земельным кодексом РФ. Собственники земельных участков и лица, не
являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в
соответствии с их целевым назначением, исходя из их принадлежности к той или иной категории и
разрешенного использования. Это следует из п. 2 ст. 7 и ст. 42 Земельного Кодекса РФ. Фактическое
использование земельного участка должно соответствовать разрешенному, то есть тому виду
использования, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 утвержден классификатор видов
разрешенного использования земельных участков, который содержит: «Наименование вида
разрешенного использования земельного участка», «Описание вида разрешенного использования
земельного участка» и «Код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного
участка». Сведения о категории земель и виде (видах) разрешенного использовании земельного
участка указываются в документах на земельный участок и содержатся в ЕГРН.
Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно
руководствоваться правилами землепользования и застройки для конкретного муниципального
образования. Если отсутствуют правила землепользования и застройки, изменить вид разрешенного
использования, можно на основании постановления (решения) уполномоченных органов власти.
За нецелевое использование земельного участка предусмотрена ответственность в виде
штрафа. По общему правилу его размер зависит от кадастровой стоимости и устанавливается в
процентах от нее.
Информируем о случаях, подтвержденных судебной практикой, в которых возможно
привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ:
1) нецелевая деятельность ведется в здании, расположенном на земельном участке, и не
соответствует разрешенному использованию земельного участка;
2) нецелевая деятельность ведется только на части земельного участка. Использование
части земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием влечет нарушение
режима использования всего земельного участка;
3) к ответственности привлекается то лицо, которое использует земельный участок не по
целевому назначению, например арендатор (и в том случае, если договор аренды не заключен).
Обращаем особое внимание собственников земельных участков, предназначенных для
строительства, если такие участки не используются в течение трех лет в целях, для которых они
предоставлены, собственник земельного участка может быть привлечен к административной
ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ. Во избежание нарушения земельного
законодательства РФ собственникам и арендаторам земельных участков необходимо использовать
участок по назначению или своевременно изменить вид разрешенного использования, в
соответствии с его фактическим использованием.
Категория риска земельного участка и применение
риск-ориентированного подхода при планировании контрольных (надзорных)
мероприятий
В соответствии с Положением о федеральном государственном земельном
контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021
№ 1081, проведение Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и
картографии и ее территориальными органами плановых контрольных (надзорных)
мероприятий по федеральному государственному земельному контролю (надзору)
осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.
Отнесение земельных участков к категориям риска и изменение присвоенных
земельным участкам категорий риска осуществляются решениями должностных лиц
территориальных
органов
Росреестра,
осуществляющих
федеральный
государственный земельный контроль (надзор), являющихся главными
государственными инспекторами в городах и районах по использованию и охране
земель и их заместителями.
Все земельные участки делятся на три категории риска: средний, умеренный и
К категории среднего риска относятся земельные участки, которые граничат с
береговой полосой водных объектов либо с земельными участками,
предназначенными для размещения отходов потребления.
К категории умеренного риска относятся:
- земли населенных пунктов, граничащие с землями сельскохозяйственного
назначения, особо охраняемых территорий, землями запаса и лесным фондом;
земли
категории
промышленности,
граничащие
с
землями
сельскохозяйственного назначения;
- земли сельскохозяйственного назначения, граничащие с землями населенных
пунктов. При отсутствии решения об отнесении земельных участков к категориям
риска такие участки считаются отнесенными к низкой категории риска.
Чтобы отнести объект контроля к категории риска, надзорный орган собирает,
анализирует, учитывает сведения об объекте, не взаимодействуя с контролируемыми
лицами. Перечень земельных участков с указанием категории риска размещен на
сайте Росреестра - https://rosreestr.gov.ru/open-service/audits/gosudars...
Информацию о категории риска вашего земельного участка вы можете
получить также в надзорном органе по запросу. Данную информацию и сведения,
использованные при отнесении к категории, вам направят в срок, не превышающий
15 дней со дня поступления запроса. Если вы не согласны с присвоенной категорией
риска, можете подать заявление о ее изменении.
Что делать, если на недвижимое имущество наложен арест?
В Управление Росреестра по Алтайскому краю (далее – Управление) поступает большое
количество постановлений судебных приставов исполнителей о наложении или снятии запретов,
арестов на недвижимость от граждан. В связи с этим разъясняем, что в соответствии с Федеральным
законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о
регистрации) для того чтобы арест (запрет) был снят или установлен необходимо чтобы указанное
постановление поступило непосредственно из службы судебных приставов. Данные постановления
поступают в Управление в электронном виде в порядке межведомственного взаимодействия со
службой судебных приставов либо на бумажном носителе, полученном также из Управления
судебных приставов в установленном действующим законодательством порядке.
В случае поступления в Управление постановлений судебных приставов от граждан
(представленных ими через многофункциональный центр либо канцелярию Управления (бокс для
корреспонденции)) государственный регистратор прав обязан сделать запрос в службу судебных
приставов, целью которого является подтверждение сведений о наличии или отсутствии арестов
(запретов) на недвижимости. Таким образом, до поступления соответствующего ответа на запрос
действия по снятию (наложению) запретов регистратором не осуществляются.
Как быть в такой ситуации гражданам?
В соответствии с ч. 13 ст. 32 Закона о регистрации суд или уполномоченный орган,
наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение
определенных действий с недвижимым имуществом, в срок не более чем три рабочих дня
направляют в орган регистрации прав заверенную копию акта о снятии ареста (запрета).
По вопросу снятия арестов или запрещений, наложенных судебными приставами-
исполнителями, следует обращаться, в первую очередь, к судебным приставам, наложившим арест
(запрет). Поскольку именно они в случае снятия запрета обязаны самостоятельно направить в орган
регистрации прав постановление о снятии запрета в порядке межведомственного электронного
взаимодействия или на бумажном носителе.
О.А.Бабаева
ведущий специалист-эксперт Ребрихинского отдела
Управления Росреестра по Алтайскому краю
Результаты контрольно-надзорной деятельности за I квартал 2024 года
В первом квартале 2024 года Управлением Росреестра по Алтайскому краю
проведено 1141 контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с
контролируемыми лицами, в том числе 567 выездных обследований и 574
наблюдения за соблюдением обязательных требований, по результатам мероприятий
выявлено 566 признаков нарушения земельного законодательства. Всего за
истекший период 2024 года мероприятия по федеральному государственному
земельному контролю (надзору) были проведены в отношении земельных участков
общей площадью свыше 269,416 тыс. га.
Как и прежде, особое внимание в 2024 году уделяется Управлением
профилактике нарушений обязательных требований. Так, в I квартале 2024 года
объявлено 311 предостережений о недопустимости нарушения обязательных
требований.
Помимо объявления предостережений, государственными инспекторами по
использованию и охране земель, осуществлено 60 профилактических визитов,
свыше 300 консультирований по вопросам организации и осуществления
федерального государственного земельного контроля (надзора), порядка
осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, порядка обжалования
действий (бездействия) должностных лиц органа государственного надзора,
получения информации о нормативных правовых актах (их отдельных положениях),
содержащих обязательные требования по федеральному государственному
земельному контролю (надзору).
Сохранение объектов культурного наследия
С 15 апреля 2024 года заработал Федеральный закон «Об объектах культурного
наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ,
который устанавливает перечень видов работ, разрешенных на территории выявленного объекта
культурного наследия.
Требования законодательства распространили на выявленные объекты культурного
наследия и объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия. Для выявленных
объектов культурного наследия, являющихся достопримечательными местами (то есть
творениями, созданными человеком, или совместно человеком и природой), установили перечень
видов работ, разрешенных на территории таких объектов.
«Документом определяется перечень работ, которые разрешены на территории
выявленного объекта культурного наследия. Это, в частности, сохранение памятников и
ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, и ремонт и
реконструкция объектов капитального строительства без увеличения их объемно-
пространственных характеристик. Кроме того, закон вводит запрет на снос зданий,
обладающих признаками объекта культурного наследия», — пояснил начальник Ребрихинского
отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю Максим Кирилов.
Ю.Ю. Останина
главный специалист-эксперт Ребрихинского отдела
Управления Росреестра по Алтайскому краю
Электронные услуги и сервисы Росреестра
Управление Росреестра по Алтайскому краю обращает внимание, что
потенциальные правообладатели в определенных случаях имеют все законные
основания не обращаться за государственным кадастровым учетом и (или)
государственной регистрацией права самостоятельно. Эти процедуры за них
проведут органы власти в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015
№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон
№ 218-ФЗ) и в соответствии с изменениями, внесенными в Жилищный кодекс
Российской Федерации (далее – ЖК РФ).
Согласно внесенных изменений в ЖК РФ и Закон № 218-ФЗ с 01.04.2024 года
орган местного самоуправления, уполномоченный на согласование перепланировки
помещений в многоквартирном доме, на принятие решения о переводе жилого
помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение
обязаны в срок не позднее пяти рабочих дней с даты утверждения предоставленных
в данные органы заявителями документов направить заявления и документы в
органы регистрации прав в случаях:
если осуществлена перепланировка помещения (помещений), в результате
которой образованы новые помещения,
если осуществлен перевод жилого помещения в нежилое помещение или
нежилого помещения в жилое помещение и для обеспечения использования
помещения в качестве жилого или нежилого помещения осуществлена его
перепланировка, в результате которой образованы новые помещения.
Напоминаем, что осуществление государственного кадастрового учета и (или)
государственной регистрации прав в электронном виде возможно по заявлениям не
только органов власти в случаях предусмотренных законом, а также по заявлениям
застройщиков, риелторов, заявителей, банков.