Администрация Ребрихинского сельсовета Ребрихинского района Алтайского края
658540, Алтайский край, Ребрихинский район, село Ребриха, улица Демьяна Бедного, дом 1

Использование земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования

Использование земельных участков в соответствии с видом разрешенного использования.

Использование земельного участка не по целевому назначению - это нарушение

обязанности, установленной Земельным кодексом РФ. Собственники земельных участков и лица, не

являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в

соответствии с их целевым назначением, исходя из их принадлежности к той или иной категории и

разрешенного использования. Это следует из п. 2 ст. 7 и ст. 42 Земельного Кодекса РФ. Фактическое

использование земельного участка должно соответствовать разрешенному, то есть тому виду

использования, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.

Приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 утвержден классификатор видов

разрешенного использования земельных участков, который содержит: «Наименование вида

разрешенного использования земельного участка», «Описание вида разрешенного использования

земельного участка» и «Код (числовое обозначение) вида разрешенного использования земельного

участка». Сведения о категории земель и виде (видах) разрешенного использовании земельного

участка указываются в документах на земельный участок и содержатся в ЕГРН.

Для изменения вида разрешенного использования земельного участка нужно

руководствоваться правилами землепользования и застройки для конкретного муниципального

образования. Если отсутствуют правила землепользования и застройки, изменить вид разрешенного

использования, можно на основании постановления (решения) уполномоченных органов власти.

За нецелевое использование земельного участка предусмотрена ответственность в виде

штрафа. По общему правилу его размер зависит от кадастровой стоимости и устанавливается в

процентах от нее.

Информируем о случаях, подтвержденных судебной практикой, в которых возможно

привлечение к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ:

1) нецелевая деятельность ведется в здании, расположенном на земельном участке, и не

соответствует разрешенному использованию земельного участка;

2) нецелевая деятельность ведется только на части земельного участка. Использование

части земельного участка не в соответствии с его разрешенным использованием влечет нарушение

режима использования всего земельного участка;

3) к ответственности привлекается то лицо, которое использует земельный участок не по

целевому назначению, например арендатор (и в том случае, если договор аренды не заключен).

Обращаем особое внимание собственников земельных участков, предназначенных для

строительства, если такие участки не используются в течение трех лет в целях, для которых они

предоставлены, собственник земельного участка может быть привлечен к административной

ответственности в соответствии с ч. 3 ст. 8.8 КоАП РФ. Во избежание нарушения земельного

законодательства РФ собственникам и арендаторам земельных участков необходимо использовать

участок по назначению или своевременно изменить вид разрешенного использования, в

соответствии с его фактическим использованием.

Категория риска земельного участка и применение

риск-ориентированного подхода при планировании контрольных (надзорных)

мероприятий

В соответствии с Положением о федеральном государственном земельном

контроле (надзоре), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021

№ 1081, проведение Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и

картографии и ее территориальными органами плановых контрольных (надзорных)

мероприятий по федеральному государственному земельному контролю (надзору)

осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.

Отнесение земельных участков к категориям риска и изменение присвоенных

земельным участкам категорий риска осуществляются решениями должностных лиц

территориальных

органов

Росреестра,

осуществляющих

федеральный

государственный земельный контроль (надзор), являющихся главными

государственными инспекторами в городах и районах по использованию и охране

земель и их заместителями.

Все земельные участки делятся на три категории риска: средний, умеренный и

К категории среднего риска относятся земельные участки, которые граничат с

береговой полосой водных объектов либо с земельными участками,

предназначенными для размещения отходов потребления.

К категории умеренного риска относятся:

- земли населенных пунктов, граничащие с землями сельскохозяйственного

назначения, особо охраняемых территорий, землями запаса и лесным фондом;

земли

категории

промышленности,

граничащие

с

землями

сельскохозяйственного назначения;

- земли сельскохозяйственного назначения, граничащие с землями населенных

пунктов. При отсутствии решения об отнесении земельных участков к категориям

риска такие участки считаются отнесенными к низкой категории риска.

Чтобы отнести объект контроля к категории риска, надзорный орган собирает,

анализирует, учитывает сведения об объекте, не взаимодействуя с контролируемыми

лицами. Перечень земельных участков с указанием категории риска размещен на

сайте Росреестра - https://rosreestr.gov.ru/open-service/audits/gosudars...

Информацию о категории риска вашего земельного участка вы можете

получить также в надзорном органе по запросу. Данную информацию и сведения,

использованные при отнесении к категории, вам направят в срок, не превышающий

15 дней со дня поступления запроса. Если вы не согласны с присвоенной категорией

риска, можете подать заявление о ее изменении.

Что делать, если на недвижимое имущество наложен арест?

В Управление Росреестра по Алтайскому краю (далее – Управление) поступает большое

количество постановлений судебных приставов исполнителей о наложении или снятии запретов,

арестов на недвижимость от граждан. В связи с этим разъясняем, что в соответствии с Федеральным

законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о

регистрации) для того чтобы арест (запрет) был снят или установлен необходимо чтобы указанное

постановление поступило непосредственно из службы судебных приставов. Данные постановления

поступают в Управление в электронном виде в порядке межведомственного взаимодействия со

службой судебных приставов либо на бумажном носителе, полученном также из Управления

судебных приставов в установленном действующим законодательством порядке.

В случае поступления в Управление постановлений судебных приставов от граждан

(представленных ими через многофункциональный центр либо канцелярию Управления (бокс для

корреспонденции)) государственный регистратор прав обязан сделать запрос в службу судебных

приставов, целью которого является подтверждение сведений о наличии или отсутствии арестов

(запретов) на недвижимости. Таким образом, до поступления соответствующего ответа на запрос

действия по снятию (наложению) запретов регистратором не осуществляются.

Как быть в такой ситуации гражданам?

В соответствии с ч. 13 ст. 32 Закона о регистрации суд или уполномоченный орган,

наложившие арест на недвижимое имущество или установившие запрет на совершение

определенных действий с недвижимым имуществом, в срок не более чем три рабочих дня

направляют в орган регистрации прав заверенную копию акта о снятии ареста (запрета).

По вопросу снятия арестов или запрещений, наложенных судебными приставами-

исполнителями, следует обращаться, в первую очередь, к судебным приставам, наложившим арест

(запрет). Поскольку именно они в случае снятия запрета обязаны самостоятельно направить в орган

регистрации прав постановление о снятии запрета в порядке межведомственного электронного

взаимодействия или на бумажном носителе.

О.А.Бабаева

ведущий специалист-эксперт Ребрихинского отдела

Управления Росреестра по Алтайскому краю

Результаты контрольно-надзорной деятельности за I квартал 2024 года

В первом квартале 2024 года Управлением Росреестра по Алтайскому краю

проведено 1141 контрольное (надзорное) мероприятие без взаимодействия с

контролируемыми лицами, в том числе 567 выездных обследований и 574

наблюдения за соблюдением обязательных требований, по результатам мероприятий

выявлено 566 признаков нарушения земельного законодательства. Всего за

истекший период 2024 года мероприятия по федеральному государственному

земельному контролю (надзору) были проведены в отношении земельных участков

общей площадью свыше 269,416 тыс. га.

Как и прежде, особое внимание в 2024 году уделяется Управлением

профилактике нарушений обязательных требований. Так, в I квартале 2024 года

объявлено 311 предостережений о недопустимости нарушения обязательных

требований.

Помимо объявления предостережений, государственными инспекторами по

использованию и охране земель, осуществлено 60 профилактических визитов,

свыше 300 консультирований по вопросам организации и осуществления

федерального государственного земельного контроля (надзора), порядка

осуществления контрольных (надзорных) мероприятий, порядка обжалования

действий (бездействия) должностных лиц органа государственного надзора,

получения информации о нормативных правовых актах (их отдельных положениях),

содержащих обязательные требования по федеральному государственному

земельному контролю (надзору).

Сохранение объектов культурного наследия

С 15 апреля 2024 года заработал Федеральный закон «Об объектах культурного

наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» ,

который устанавливает перечень видов работ, разрешенных на территории выявленного объекта

культурного наследия.

Требования законодательства распространили на выявленные объекты культурного

наследия и объекты, обладающие признаками объекта культурного наследия. Для выявленных

объектов культурного наследия, являющихся достопримечательными местами (то есть

творениями, созданными человеком, или совместно человеком и природой), установили перечень

видов работ, разрешенных на территории таких объектов.

«Документом определяется перечень работ, которые разрешены на территории

выявленного объекта культурного наследия. Это, в частности, сохранение памятников и

ансамблей, находящихся в границах территории достопримечательного места, и ремонт и

реконструкция объектов капитального строительства без увеличения их объемно-

пространственных характеристик. Кроме того, закон вводит запрет на снос зданий,

обладающих признаками объекта культурного наследия», — пояснил начальник Ребрихинского

отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю Максим Кирилов.

Ю.Ю. Останина

главный специалист-эксперт Ребрихинского отдела

Управления Росреестра по Алтайскому краю

Электронные услуги и сервисы Росреестра

Управление Росреестра по Алтайскому краю обращает внимание, что

потенциальные правообладатели в определенных случаях имеют все законные

основания не обращаться за государственным кадастровым учетом и (или)

государственной регистрацией права самостоятельно. Эти процедуры за них

проведут органы власти в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015

№ 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон

№ 218-ФЗ) и в соответствии с изменениями, внесенными в Жилищный кодекс

Российской Федерации (далее – ЖК РФ).

Согласно внесенных изменений в ЖК РФ и Закон № 218-ФЗ с 01.04.2024 года

орган местного самоуправления, уполномоченный на согласование перепланировки

помещений в многоквартирном доме, на принятие решения о переводе жилого

помещения в нежилое помещение или нежилого помещения в жилое помещение

обязаны в срок не позднее пяти рабочих дней с даты утверждения предоставленных

в данные органы заявителями документов направить заявления и документы в

органы регистрации прав в случаях:

если осуществлена перепланировка помещения (помещений), в результате

которой образованы новые помещения,

если осуществлен перевод жилого помещения в нежилое помещение или

нежилого помещения в жилое помещение и для обеспечения использования

помещения в качестве жилого или нежилого помещения осуществлена его

перепланировка, в результате которой образованы новые помещения.

Напоминаем, что осуществление государственного кадастрового учета и (или)

государственной регистрации прав в электронном виде возможно по заявлениям не

только органов власти в случаях предусмотренных законом, а также по заявлениям

застройщиков, риелторов, заявителей, банков.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie