
Как раньше, так и в актуальное время быт и деятельность граждан очень тесно связаны с
земельными участками.
Как показывает практика в настоящее время ситуация с земельными участками (с
выявлением неучтенных, определением и созданием новых, установкой и уточнением их границ)
всё больше приводится в порядок, что, соответственно, приводит к большему количеству
надлежащим образом оформленных и зарегистрированных за гражданами земельных участков.
А поскольку земельные участки находятся можно так сказать в одной плоскости, то
увеличилось и количество соприкосновений прав граждан в области земельных правоотношений,
как с положительным, так и отрицательным оттенком.
Это замечательно, когда граждане самостоятельно и обоюдно решают какие-либо
проблемы в рамках действующего правового поля и договоренностей. Но также остаются или
возникают ситуации, когда граждане не могут найти способ разрешения конфликтов при принятии
решений, при котором отсутствуют принципиальные возражения у заинтересованных лиц. Причем
стоит учитывать, что есть ситуации, при которых не всегда есть однозначно виновная сторона,
которая злоупотребляет своими правами и тем самым нарушает права другой стороны. Где-то
конфликтная ситуация может развиться из непредумышленных действий или противоречии
действующих документов. В самых неоднозначных и сложных ситуациях в действующем
законодательстве (пункт 1 статьи 64 Земельного кодекса РФ) прямо предусмотрено разрешение
споров проблем в судебном порядке (включая оспаривании результатов межевания или
оспаривание зарегистрированных прав граждан), где при необходимости даже может быть
назначена судебная экспертиза.
Но в любом случае остаются бытовые конфликты интересов, при которых возникает
посягательство на имущественные права граждан, в результате чего может быть причинен ущерб
законным правам и интересам лиц. Такие ситуации зачастую требуют более оперативного
вмешательства в спорную ситуацию, для чего государством предусмотрена специальная
административная система по защите прав и интересов граждан в области земельного
законодательства.
Определенным набор функций по государственному земельному надзору на территории
Ребрихинского района Алтайского края уполномочен Ребрихинский отдел Управления Росреестра
по Алтайскому краю (далее – Управление). Почти аналогичным набором функций, но уже на
уровне муниципального земельного контроля Администрация Ребрихинского района Алтайского
края.
Основными сферами правоотношений, за которыми осуществляется контроль (надзор)
органами государственной власти и органами местного самоуправления, являются:
– недопущение самовольного занятия земельного участка и использование земли без
установленных прав (ответственность предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ);
– использование земельного участка не по целевому назначению (ответственность
предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ);
– неиспользование земельного участка, предназначенного для жилищного или иного
строительства, садоводства, огородничества, в указанных целях в течение установленного законом
срока (ответственность предусмотрена частью 3 статьи 8.8 КоАП РФ);
Стоит отметить, что зачастую уже после мер воздействия (таких как предписание,
предостережение, административный штраф) нарушение требований земельного законодательства
прекращаются со стороны граждан-правонарушителей.
Если же и указанных мер будет недостаточно, то последнее слово уже может быть только
за судебной инстанцией.